В России «продвинутые» муниципалитеты скорее исключение

20 ноября 2009 года в Москве при поддержке Подкомитета Госдумы по технологическому развитию прошел Первый съезд некоммерческого партнерства «Электронный муниципалитет». Делегаты приняли ряд важных решений, которые позволят упорядочить реализацию программ информатизации муниципальных образований России.

Начать с того, что среди вопросов местного значения, круг которых определяется 131-ым Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нет вопросов информатизации. Это приводит к тому, что расходы на информатику, как правило, не учитываются в тех методиках расчетов расходов и доходов местных бюджетов, которые принимаются субъектами Федерации при расчетах дотаций, субсидий, субвенций и других перечислений из своих бюджетов. Это не дает возможности многим муниципальным образованиям системно финансировать информатизацию. В результате во многих городах информатика финансируется по остаточному принципу. Очевидно, что без финансирования ни о каком ощутимом развитии информатизации на уровне органов местного самоуправления говорить не приходится. По инициативе председателя комитета информатизации Администрации города Томска Владислава Кириенко, съезд решил обратиться в Государственную Думу и внести в 131-ый Федеральный закон пункт: «Создание муниципальных информационно-коммуникационных систем, обеспечивающих решение вопросов местного значения».

ФЦП «Электронная Россия» реализуется уже почти восемь лет. Однако при отсутствии у муниципалитетов необходимых средств на информатизацию мероприятия федеральной целевой программы «Электронная Россия» практически полностью ориентированы на федеральный центр и на субъекты федерации. Муниципалитеты вынужденно находятся в стороне от процесса информатизации, который идет «сверху». В результате уровень информатизации органов власти по-прежнему невысок. Проблема межведомственного взаимодействия между разными уровнями власти не решена. Это препятствует обеспечению населения информационными услугами по принципу «одного окна».

В России «продвинутые» муниципалитеты скорее, исключение. Однако их опыт доказывает реалистичность идеи социально-экономического развития города через развитие информационных технологий. В рамках проектов «Электронные услуги гражданам» (Government-to-Citizens) работают единая муниципальная приемная Ростова-на-Дону и единая автоматизированная система паспортных столов Тольятти. Успешно работают системы электронного документооборота в Санкт-Петербурге, Тюмени, Томске, Братске, Магнитогорске, Бийске и других городах. В Сургуте действует система «Единое окно ДИиЗО» (департамента имущественных и земельных отношений)», в Барнауле медицинская система управления выездными бригадами на базе спутниковой навигации ГЛОНАСС, в Екатеринбурге единая дежурно-диспетчерская система ЖКХ, в Волгограде и Нижнекамске картографические web-ресурсы города и т.д.

На съезде была принята Резолюция, с которой можно ознакомиться на сайте НП «Электронный муниципалитет» www.e-municipality.ru. Этот документ можно рассматривать как интегрированное мнение делегатов съезда, именно тех, кто «ближе всех к земле», кто реализует программы информатизации на местах.

Призываем администрации малых и средних городов к развитию информационных систем управления городом!

Добавить комментарий